О НЕПОТИЗМЕ И ТРЕВОЖНОМ ОЖИДАНИИ ПЕРЕМЕН В САМГУПС (ON NEPOTISM AND THE ANXIOUS ANTICIPATION OF CHANGES AT THE SSTU)

 

УДК: 002; 001.8

 

 

ГрибановН.И., МулюкинО.П. (Gribanov Nikolay Ivanovich, Mulyukin Oleg Petrovich)

Самарский государственный университет путей сообщения, Россия (Samara State Transport University.  Russia).


Аннотация:в статье на примере Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) охарактеризована проблема сложных отношений между преподавателями и администрацией вузов в оценке оплаты труда преподавательской и управленческой деятельности с учетом подготовленного Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдором) проекта по предельным зарплатам первых руководителей вузов. Отраженыотдельныенегативныепоследствияотнепродуманногоипоспешногопереводароссийскогообразованияна«предоставлениеплатныхобразовательныхуслуг» накачествоподготовкииморальныйобликвыпускниковвузов(The article characterizes the problem of complex relations between teaching staff and administration of higher education institutions in the assessment of remuneration of teaching and management, using the example of the Samara State Transport University (SSTU) and taking into account the project for the maximum salaries of top management of higher education institutions created by the Federal Agency of Railway Transport (Roszheldor). Some negative effects of the ill-conceived and hasty transition of Russian education to “providing paid education services” on the quality of training and the moral character of graduates of higher educational institutions are reflected).

Ключевые слова:непотизм; преподавательская деятельность; управленческая деятельность; платные образовательные услуги (nepotism, teaching, managements, paideducationservices).

 

Сейчас принято говорить, что «ничего личного …», но в данном случае личное превалирует над всем другим, поскольку именно личное – это судьба вуза, которому каждым из нас отдано около двадцати лет жизни…

Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС) – это результаты деятельности огромного количества людей, преданно служивших и служащих делу воспитания кадров железнодорожников-профессионалов…

Последнее несколько выспренно, но это так, и мы такого рода определений не собираемся стесняться. По нашему и наших коллег убеждениям университет находится в тревожном ожидании краха, искусственно приближаемого самими управленцами-временщиками…

Резкое сокращение числа опытных преподавателей, и прежде всего докторов и ваковских профессоров, заслуженных ученых-наставников сводит роль аспирантур, как высшей формы обучения, до уровня образовательных курсов. По своей сути это бездумные и опасные занятия в рамках заформализованных реформ (или псевдореформ), имеющие целью создание неясных, с точки зрения развития образования и науки, всевозможных центров, управлений, советов и прочих структурообразований, в значительной мере пораженных бациллой непотизма, когда в этих новообразованиях концентрируются родственники, друзья, приятели руководящей верхушки университета, а сами структуры раздуты, в свою очередь, до непотребных размеров и «зарабатывают значительные финансовые средства в сравнении с преподавателями, на которых и лежит вся ответственность за обучение и воспитание студента, аспиранта и соискателя [1-3].

Причем активность, претензии и диапазон деятельности серых конъюнктурщиков в образовании порой просто ужасает своими размерами…

Печально известный лозунг каудильо Франко «друзьям – всё, другим – закон» всё более и более определяет деятельность некоторой части руководства.

В университете существует проблема сложных отношений. Сотрудники придавлены атмосферой стукачества, провокаций и даже предательства, что всегда не принималось и осуждалось русским обществом…

И пора разрушить навязанную нам в вузе сторонниками непотизма негативную ситуацию, когда мы разделены склоками, «разрублены» деньгами и стали друг другу неприятны в ситуациях, решаемых на принципах взаимопонимания и согласия всех членов коллектива…

При этом мы не оспариваем положение, что руководитель должен зарабатывать больше среднего уровня, в отдельных случаях в разы больше. Причем речь идет о государственных структурах, а не о частном бизнесе, где права хозяина могут регулироваться внутренними документами предприятия, с которыми наемный работник волен соглашаться или не соглашаться, в том числе и о государственных вузах с госбюджетным финансированием…

Причем для цивилизованного общества, к которым относит себя Россия, не допустим нынешний фантастический разрыв в доходах ректора и преподавателей вузов, когда порой ректор зарабатывает больше профессоров в несколько десятков раз… А сопоставление доходов ректора и его приближенных с доходами доцентов и рядовых преподавателей выглядит просто чудовищным…

Горечь и недоумение соответствуют словам нашего коллеги-друга, российского политолога, доктора философских наук Алина Бельковского-младшего, с тревогой следящего за обнищанием работников образовательной сферы: «Преподавательское сообщество давно призывает российское правительство навести порядок в оплате труда ректоров вузов, ибо не секрет, что их фактическая, а не декларируемая, зарплата с санкции Минобрнауки РФ непомерно раздута в сопоставлении с зарплатой профессорской элиты и составляет в среднем порядка 600-900 тыс. рублей в месяц. И просто издевательством выглядит проводимое чиновниками от образования «переформатирование» российского образования на европейскую модель развития, если согласно европейским стандартам зарплата руководителя-ректора в среднем равна зарплате профессора плюс 40% надбавка, а не в 8-10 раз больше профессорской зарплаты, как в сегодняшней России»…

Но есть такие понятия как социальная справедливость и здравый смысл, которые нередко игнорируются ректорскими командами вузов, но которые обуславливают непрерывность борьбы обездоленных коллективов за свои права и лучшее финансовое будущее…

В интернет-пространстве получило широкую поддержку петиция педагога-патриота Ирины Канторович по отмене новой системы оплаты труда (НСОТ) и введения справедливой оплаты труда преподавателей и сотрудников вузов, воспитывающих нашу молодую смену…

В начале августа 2017 года Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) – учредитель СамГУПС и других российских железнодорожных вузов, — откликнулся на эту инициативу снизу проектом приказа по зарплатам ректоров железнодорожных вузов, их заместителей и главных бухгалтеров, который нацелен на снижение социальной напряженности в вузах с богатеющей администрацией и нищающего профессорско-преподавательского состава.

В проекте приказа появилась новая расчетная формулировка (исключающая термин «средняя температура по больнице») при подсчете коэффициента кратности: (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) в кратности 8).

Безусловно, что введение этой формулировки – это шаг в правильном направлении, так как частично снижает супердоходы вузовской администрации…

Но этого явно недостаточно, так как Проект оставляет за руководителем самоличное право в назначении гигантских премий себе, своим приближенным и минимальных премий – остальным членам коллектива и обходит молчанием гласность и величину кратности премий начальства и рядовых преподавателей и сотрудников… Напрашивается включение в Проект положения, исключающего злоупотребление ректора и его приближенных при назначении им сверхлимитной материальной помощи без решения трудового коллектива, которая в настоящее время составляет от сотен тысяч рублей до нескольких миллионов… Речь идет о выделении руководящим работникам (и без того получающих весьма приличную зарплату и премии) материальной помощи на покупку нового жилья, ремонт и содержания жилья, обслуживание личного транспорта и пр.

В принципе Проект Росжелдора не должен быть келейной разработкой Центра, и просто обязан пройти обсуждение/«обкатку» в коллективах железнодорожных вузов, чтобы не на словах, а на деле включить в него ключевые положения по сглаживанию катастрофического разрыва между доходом ректорской команды и доходом вузовского коллектива, ведущего к нарастанию социальной напряженности и протестным выступлениям обездоленных преподавателей и сотрудников…

А пока Проект приказа остается лишь проектом, и даже если он примет форму приказа, то всё равно он не закроет «ректорские лазейки» по наращиванию своего и своей команды доходов за счет урезания доходов остальных членов возглавляемого им коллектива… А посему протестные настроения в вузах будут лишь нарастать…

Сейчас уже для многих стало ясно, что нынешний демонтаж советского образования, как системообразующего института нации по подготовке творческих, патриотически настроенных граждан, и «модернизация» российского образования в сторону «взращивания креативного потребителя» по либеральным лекалам Запада лишь усиливает роль негативных мотивов выбора научно-педагогической карьеры («Ничего личного, господа, только бизнес») и способствует усилению наполняемости рядов российского образования и науки случайными попутчиками в лице «эффективных менеджеров», неспособных к творческой работе, но способных неустанно стричь купоны при замене просветительско-образовательной и воспитательной функции образования функцией предоставления услуг, преимущественно платных…

Также бесспорно, что чиновники от образования, не желающие слышать открытую, честную критику от оппозиционеров на коллегиальных мероприятиях, сильно вредят имиджу не только региональной власти, но и имиджу Центра, ибо этим загоняют критикующих «в подполье», где протестные голоса станут более радикальными, что похоронит надежды на разумный компромисс между оппонирующими друг с другом сторонами нынешних конфликтов в российском высшем образовании…

 

Литература

1. Грибанов Н.И. Логико-гносеологические основания научных теорий: монография /Н.И. Грибанов. – Самара: СамГУПС, 2012. – 112 с.

2. Мулюкин О.П. Цель, способы внедрения и комментарий нововведений Минобрнауки России в области образования и науки за последнее десятилетие /О.П. Мулюкин //Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения: материалы 3-й Международной научно-практической конференции (29 июня 2013 года), в 2 томах, Том 2. – Курск: Юго-зап. Гос. ун-т, 2013. – С.64-67.

3. Мулюкин О.П. Зигзаги российского образования и науки: с тропы «утечки мозгов» на тропу «утечки идей» /О.П. Мулюкин //Научный журнал «Научная мысль». — № 2, 2016. – С.162-167.  

 

Источник: Грибанов Н.И. О непотизме и тревожном ожидании перемен в СамГУПС /Н.И. Грибанов, О.П. Мулюкин //Вестник развития науки и образования. — № 10. – М.: Издательский дом «Наука образования», 2017. – С.69-73 .

 

 

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Николай Грибанов
Николай Грибанов
Был на сайте позавчера в 22:27
Читателей: 2 Опыт: 30 Карма: 0
Теги
администрация президента анатолий бочканов бизнес или знания борис кац борис кац о российском образовании виктория ляшенко владимир чепец грибанов давид граверман декларация о годовых доходах за 2016 год администрации университета дмитрий железнов задачи профессорского союза на 2018 год итоговый отчет профессора грибанова за 2017 год коммерческие структуры конфликт ректора и профессора корпоративная культура культура подачи информации мулюкин негативная ситуация в самгупс непотизм обсуждение конфликтных проблем омар хайям оплата труда преподавателей "открытое письмо" почетный ректор приказ по университету противоправные действия ректора дмитрия железнова профессора грибанов и мулюкин профессора николай грибанов и олег мулюкин ректор дмитрий железнов ректор железнов росжелдор самарский профессорский союз самгупс самрский профессорский союз совет самарского профессорского союза учебные площади университета ученый совет самгупс финансовый и кадровый кризис эффективность работы
все 1 Мои друзья