РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В ВУЗАХ

 

УДК 002; 001.8

Н.И. Грибанов Н.И., доктор философских наук, профессор, Самарский государственный университет путей сообщения, Самара

  

Мулюкин О.П., доктор технических наук, профессор, Самарский государственный университет путей сообщения, Самара

 

 

 

 

Аннотация:охарактеризованы коррупционные схемы на низшем (вузовском) и высшем (федеральном) уровнях.

Обоснована необходимость усиления контроля за качеством вузовского образования. со стороны общественно-профессионального сообщества.

Представлены варианты классических, коррупционных «откатов» в сфере распределения бюджетных средств на формирование программ и развитие общественного образования.

Высказаны аргументы в пользу вывода Рособрнадзора из подчиненности Минобрнауки РФ.

Ключевые слова: российское образование; коррупция на вузовском и федеральном уровнях; Рособрнадзор; Минобрнауки России; общественный контроль в сфере образования и науки

 

 

Сколько лет существует высшее образование, столько лет решается в нем проблема пресечения коррупции. Большинство экспертов сходится во мнении, что в образовательном процессе основными видами коррупции являются дача и получение взяток за сокрытие плагиата в письменных работах абитуриентов и студентов, включая итоговые выпускные, мошенничество при исполнении бюджета администрацией вуза и фальсификация защит соискателями ученых степеней в диссертационных советах вузов и в самом ВАК.

Двадцать с лишним лет назад поменялся уклад российского государства: в 1991 году страну развитого социализма спираль истории вновь вернула к капитализму в стан развивающихся стран, — энергетического придатка индустриального Запада, -  подобострастно кромсающего своё, выстраданное историей, одно из лучших в мире российское образование по западным образовательным лекалам.

Ряд экспертов отмечают, что «хотя стратегия правительства в области образования выглядит успешной (российских вузов в различных международных рейтингах стало больше, поставленные цели часто достигаются на фоне распространения коррупции в университетах. К этому ведут упрощение процесса получения высшего образования, гонка университетов за количественными показателями, а также принятие обществом коррупционного поведения в качестве нормы» [1].

Некоторые аспекты такой «модернизации» высшего образования на примере Самарского государственного университета путей сообщения представлены в работе [2].

Применительно к нынешнему российскому высшему образованию, в сравнении с усиленно «модернизируемым», доставшимся нам в наследство советским образованием, коррупция в образовании стало подобно раковой опухоли, разрастающейся даже там, где казалось, что для коррупции просто нет места [3,4].

При анализе коррупционной составляющей в деятельности высших учебных заведений эксперты выделяют коррупцию на низшем уровне и коррупцию на высшем уровне. Остановимся на каждой из них детально.

1. Коррупция в вузах на низшем уровне.

Она проявляется с момента подачи абитуриентом документов в приемную комиссию вуза до выдачи обучаемому диплома об получении высшего образования и помощи вуза в трудоустройстве (прием на бюджетное или платное обучение, вступительные испытания и конкурсный отбор, сдача промежуточных и выпускных экзаменов во время обучения в вузе, подготовка и защита курсовых проектов и самого диплома). Одной из причин возникновения коррупции на низшем уровне образовательной сферы является большой разрыв между уровнем знаний выпускников школ и требованиями, предъявляемыми высшей школой к абитуриентам. Из-за этого поступить в вуз становится весьма сложно, из -за чего абитуриенты и их родители с помощью взяток пытаются решить эту проблему…

2. Коррупция на высшем уровне.

 Этот вид коррупции обусловлен недостатками предусмотренного системой аккредитации и лицензирования учебных заведений государственного контроля проверяемых вузов специальной комиссией сотрудников министерства, а также непрозрачностью системы распределения бюджетных средств, как на финансирование органов управления Минобрнауки и профильных министерств, так и подконтрольные им образовательные учреждения.

В российском образовательном пространстве давно и настойчиво раздаются призывы к логическому сочетанию этого государственного контроля с контролем со стороны общественно-профессионального сообщества, что, на наш взгляд, повысило бы объективность этого комплексного контроля вузовского образования, в том числе и по соответствию качества образовательных программ мировым стандартам. В этой связи в комплекс параметров или систему рейтингов, которые должны отражать все достоинства и недостатки вузов, должны быть включены помимо утвержденных министерских (порой лукавых и надуманных из-за подгонки к западным экспертным оценкам) и принципиально новые, подконтрольные для их оценки обществом. И вот здесь то администрация, как в Центре, так и на местах, оказывает яростное сопротивление слому нынешней непрозрачной системы аккредитации и лицензирования, которая порождает коррупцию.

Практически все эксперты сходятся во мнении, что коррупция наиболее масштабно проявляется в кабинетах чиновников, связанных с выделением средств на развитие системы образование и с утверждением претендентов на руководящие должности, как в самом Центре, так и на периферии, — в региональных образовательных учреждениях. И если несколько лет назад доля «откатов» — за выделение бюджетных средств на развитие вузовских программ формирования и развития общества составляла до 30%, то в настоящее время эта доля уверенно держится на отметке 50-75% от суммы финансирования. Как говорится «приплыли» … По конфиденциальным, неофициальным данным сумма разового «финансового вознаграждения покровителям» за возведение жаждущего кандидата на ректорство в среднем провинциальном вузе исчисляется порядком 10-15 млн. рублей, в крупных составляет десятки миллионов рублей, причем кроме разовых вознаграждений особо оговаривается величина направляемых «покровителю» денежной преференции/«оброка» в виде ежегодных выплат из средств вузов… И  обеспечение этих денежных преференций из бюджетных средств проходит по накатанным вузовским механизмам «нецелевого расходования бюджетных средств», о которых кто-то знает, кто-то догадывается, а кто-то держит, как компромат, чтобы «свалить» им ректора  по спущенной сверху команде …

 Многие эксперты отражают высокую коррумпированность в структурах, осуществляющих выделение бюджетных средств на издание литературы для учебных заведений. Причем эксперты, почти единодушно утверждают о нарушении Минобрнауки страны антимонопольного законодательства, так как средства, выделяемые на эти цели из бюджета, распределяются исключительно между издательствами, которым покровительствует министерство.

Вот характерный пример финансовой махинации в «экономии» бюджетных денег на издание литературы:

— на выделяемые бюджетные средства литературы издается в гораздо меньшем потребного количестве, а недостачу объема выпущенной продукции, количество которой регламентируется выделенных средств, прикрывают фиктивным увеличением себестоимости выпускаемой продукции. Вот где обширное поле деятельности для прокурорских и прочих независимых экспертиз, которые могли бы доказать данный подлог по изданной литературе, если бы не повсеместное противодействие этим проверкам со стороны центральных и региональных чиновников, имеющих свои дивиденды от действующей системы «книгопечатания» …

Многие эксперты сомневаются в эффективности нынешнего контроля в сфере образования и науки, так как Минобрнауки РФ эти функции возложены на подконтрольный этому министерству федеральный орган исполнительной власти в лице Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), которая наделена полномочиями «инспектировать в порядке надзора на территории Российской Федерации образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органы управления образованием и уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие контроль и надзор в сфере образования»…

И было бы странно, если бы эксперты Рособрнадзора, то есть федерального органа подчиненного Минобрнауки РФ, вдруг стали бы контролировать деятельность самого министерства по обоснованности принимаемых решений и действовать вопреки указаниям высших министерских чиновников, в том числе и в вопросах аккредитации и лицензирования вузов. А это приводит к решению вопросов в соответствии с «указанием сверху», что лишь способствует расползанию коррупции по коридорам министерских и региональных чиновников от образования …

И, следовательно, без общественного контроля объективный контроль над образованием невозможен, а говорящие о его наличии, мягко говоря, лукавят… 

В качестве примера такого «лукавства» можно приведем всего лишь одно сообщение, негативно оценивающее деятельность руководства Рособрнадзора [ www.ng.ru/politics/2017-11-09/100_obraz091117.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com09.11.17]: 

«Последние три года Рособрнадзор победно рапортует о сотнях закрытых вузов и филиалов, которые, по мнению чиновников, вели некачественную образовательную деятельность или фактически торговали дипломами. Были проведены масштабные проверки, в результате которых были отозваны лицензии, вузы и филиалы лишены государственной аккредитации. Но за фасадом победных пресс-релизов не были слышны голоса тех экспертов, которые утверждали, что Рособрнадзор ради достижения цифровых показателей по сокращению вузов может идти на многое (могут подделываться подписи экспертов, придумываться нарушения и т.п.). А если по каким-то причинам руководителю Рособрнадзора надо, чтобы проверка прошла для вуза хорошо, то, как нам кажется, так оно и будет, несмотря на наличие очевидных нарушений.Проверки образовательных организаций в 2017 году вызывают большое количество вопросов. Те ректоры и проректоры, которые помогали нам проанализировать обнаруженные факты, предполагают, что в лучшем случае могла быть ангажированность, решение вопроса по звонку, а в худшем – коррупция. Анализируя открытые источники информации в Интернете: сайт Рособрнадзора, сайты вузов и ФГИС «Единый реестр проверок», – мы пришли к неутешительному выводу: борьба за качество образования ведется Рособрнадзором субъективно и очень избирательно».

Помимо прозвучавшего мнения об усилении роли общественного контроля за деятельностью исполнительных органов в сфере образования и науки имеет место и другое мнение о выводе Рособрнадзора из подчинения Минобрнауки и наделения его полномочиями самостоятельного принятия решения в вопросах качества высшего образования в российских вузах без оглядки на мнение высших министерских чиновников…

Но одно на сегодня очевидно: нынешнее состояние с контролем в сфере образования и науки уже не устраивает большую часть российского научно-педагогического сообщества, которое выступает за разработку и введение действенного, общественного механизма заслона коррупционным схемам.

Список использованной литературы

1. Elena Denisova-Schmidt. Corruption in Russian Higher Education. — RUSSIAN ANALYTICAL DIGEST. -  No. 191. -  3 November 2016. – Р.5-7.

2. Николай Грибанов. О непотизме и тревожном ожидании перемен в СамГУПС [ nikolaigribanov.mypage.ru/o_nepotizme_i_trevojnom_ojidanii_peremen_v_samgups.html   29.06.17].

3. Мулюкин О.П. Цель, способы внедрения и комментарий нововведений Минобрнауки России в области образования и науки за последнее десятилетие /О.П. Мулюкин // Управление социально – экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения: материалы 3-й Международной научно – практической конференции (29 июня 2013 года), в 2-х томах, Том 2. – Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2013. — С.64-67.

4. Мулюкин О.П. Зигзаги российского образования и науки: с тропы «утечки мозгов» на тропу «утечки идей»/ О.П. Мулюкин // Научный журнал «Научная мысль». — № 2, 2016. — С.162-167.

 

Источник:Грибанов Н.И. Роль общественного контроля в борьбе с коррупцией в вузах/Н.И. Грибанов, О.П. Мулюкин //Государство и правовая система Российской Федерации в условиях информационного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 февраля 2018 г., г. Саратов). — Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. — С.33-36

 

 

 

 

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
накрутка инстаграм
Николай Грибанов
Николай Грибанов
Был на сайте никогда
Читателей: 2 Опыт: 0 Карма: 1
Теги
администрация президента анатолий бочканов бизнес или знания борис кац борис кац о российском образовании будущее вуза в.а. токарев виктория ляшенко владимир чепец возраст и ум выборы ректора университета выход книги генпрокуратура рф грибанов гримул-теория давид граверман декларация о годовых доходах за 2016 год администрации университета дмитрий железнов дмитрий конош задачи профессорского союза на 2018 год иван андрончев изоляция россии интервью итоговый отчет профессора грибанова за 2017 год комиссия росжелдора коммерческие структуры конфликт ректора и профессора корпоративная культура коррупция в университете коррупция и административный произвол в вузах культура подачи информации личное мнение мнение о заслуженном профессоре мулюкин негативная ситуация в самгупс непотизм николай грибанов новости обсуждение конфликтных проблем омар хайям оплата труда преподавателей "открытое письмо" планы профессоров подведение итогов поздравление почетный ректор приволжский транспортный прокурор приказ по университету противоправные действия ректора дмитрия железнова профессора грибанов и мулюкин профессора николай грибанов и олег мулюкин профессорский союз ректор дмитрий железнов ректор железнов ректор-плагиаторщик росжелдор ротация кадров руководитель-глупец самара самарский профессорский союз самгупс самрский профессорский союз совет самарского профессорского союза совместная научная работа утрата доверия дмитрием железновым учебные площади университета ученый совет самгупс финансовый и кадровый кризис эффективность работы юрий чайка
все 1 Мои друзья